В старших классах я учился в физико-математической гимназии. Учёба давалась мне достаточно легко, и моими лучшими друзьями были мои одноклассники, которые также хорошо учились. Пожалуй, можно было назвать нас, 6-7 человек, интеллектуальной элитой класса. Все мы вполне соответствовали профилю гимназии, любили технические науки — физику, математику, информатику, и уже тогда пробовали писать свои первые программы на стареньких машинках Yamaha. Мне жутко нравился этот процесс — придумывать, что я хочу от компьютера, передавать ему это с помощью последовательности команд, и видеть, как в результате на экране происходит нужное мне действие.
Однажды один из моих друзей где-то прочитал, что можно узнать доминирующее полушарие мозга человека с помощью простого теста — посмотреть, как он складывает пальцы в замок. В зависимости от того, большой палец какой руки окажется сверху, правой или левой, делался вывод, какое полушарие является ведущим. Разумеется, нам было известно, что левое полушарие отвечает за логику и анализ, а правое — за интуицию и творчество. Тут же начали проверять, кто из нас «логик», а кто «творческий». И конечно, почти у всех левый палец был наверху. Физмат же! Любопытства ради, мы даже попросили сделать это нашу учительницу физики, и она тоже оказалась левополушарной, логиком. Всё как надо! Логик — значит, технарь. Значит, физик или программист по праву. А вот у меня сверху оказался правый палец… и меня это сильно расстроило. Это же означало, что я не технарь! Неправильный технарь, фальшивый! Полушарие не то!!!
Друзья меня утешили: «Всё нормально, у тебя же склонности к языкам!». Действительно, с английским у меня было ничуть не хуже, чем с информатикой, и нравился он мне ничуть не меньше. Но меня это объяснение не успокоило. Мне показалось, что результат теста лишает меня права принадлежать к этой группе ребят. А это было тогда для меня очень важно, чувствовать принадлежность к этой группе. И я подумал — а что, если я буду целенаправленно тренироваться складывать руки так, чтобы наверху был именно левый палец? Возможно, тогда мой мозг изменится, переориентируется, и я стану более логическим, более анализирующим… короче, настоящим технарём! И всё будет правильно, именно так, как должно быть!
И я стал тренироваться. Я действительно серьёзно к этому подошёл. При каждом удобном случае я складывал руки в замок так, чтобы нужный палец был сверху, и сидел в этой позе как можно дольше. Я концентрировал своё внимание на этом чертовом большом пальце левой руки, и приказывал ему чувствовать себя там на своём месте. Я внушал ему, что он должен быть именно сверху, и нигде иначе, и что именно это положение пальцев является для меня единственно правильным. Моей целью было довести это до полного автоматизма, чтобы, даже если меня разбудят ночью и попросят собрать руки в замок, мои пальцы сами собой сложились бы в нужной комбинации.
Поначалу было совсем неудобно, приходилось прилагать усилия. Потом — просто не очень удобно, и усилий требовалось уже меньше. В какой-то момент мне стало одинаково удобно, всё равно какой палец находится сверху. Я не помню, сколько прошло времени, но настал момент, когда я, не задумываясь, машинально сложил пальцы в замок, и только через мгновение осознал, что они сами собой сложились ПРАВИЛЬНО, без моего умственного контроля. Левый палец лежал сверху. Ура! Разум восторжествовал над телом! :-) Я был удовлетворён.
Не знаю, изменилось ли за это время что-то в моих полушариях, но, получив желаемый результат, я определённо расслабился и стал чувствовать себя легче. Теперь я знал, что имею право быть физиком, программистом, технарём. Что я не самозванец, а по праву нахожусь в этой компании.
Я никому никогда не рассказывал о своём эксперименте. Вспомнил я об этой истории не так давно, на занятиях по йоге, где во время одного упражнения нам предложили собрать руки сначала в «неудобный», а затем в «удобный» замок. Удобным для меня был вариант с левым пальцем сверху. Но деятельность, которой я занимаюсь сейчас, скорее творческая, чем аналитическая. Я давно отошёл от программирования, и намного чаще пользуюсь своей интуицией и воображением, чем раньше. Я применяю в своей практике методы, целенаправленно развивающие интуицию.
Означает ли мой опыт, что можно осознанно регулировать свои способности, и влиять на соотношение логики и интуиции в процессе собственного мышления? Думаю, что да. Но для этого совершенно необязательно учиться складывать по-другому пальцы… ;-) И самое главное, я теперь понимаю, что только я сам могу дать себе право чувствовать, КЕМ я являюсь, и к какой группе принадлежу. Это право находится исключительно в моей голове, а значит, полностью мне подконтрольно.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.