Хвалить нельзя ругать

Автор: АлексейНет комментариев

честное мнение, независимая оценка, выразить свое мнение, честность, искренность, обратная связь, как правильно давать обратную связь, что такое обратная связь, честная обратная связь, развивающая обратная связь, качественная обратная связь, эмоциональный интеллект, честность в общении, искренность в общенииХВАЛИТЬ НЕЛЬЗЯ РУГАТЬ… Где бы вы поставили запятую в этом заголовке?

Давно уже хочу написать о том, как мы даём обратную связь, и насколько эффективно вообще умеем это делать. Часто посещаю различные мероприятия, где по окончании каких-либо публичных выступлений предлагается как раз это умение продемонстрировать, и то, что я при этом вижу и слышу, иногда весьма удручает.

Возможно, не у всех есть определённость с самим термином «обратная связь» (feedback), так что поясню, что я под этим понимаю в данном контексте. Это ваша реакция на действия другого человека, выраженная в словах или действиях (например, аплодисменты), адресованная прежде всего ему лично. Цель обратной связи — проинформировать этого человека о ВЛИЯНИИ, которое он оказал на вас лично, о впечатлении, которое произвели лично на вас его действия. Получив обратную связь, человек может к ней прислушаться и что-то скорректировать в своём дальнейшем поведении, а может просто пропустить мимо ушей. Это его право.

Почему так важно давать качественную обратную связь?

Качественная — значит, честная, искренняя. И вот тут начинается самое интересное. Мы делаем не «как честно», а «как нужно». Точнее, как мы считаем, что нужно или правильно.

Некоторые предпочитают только хвалить, потому что нужно поддерживать человека, и если его не похвалишь и не подбодришь, то он решит, что никому не интересен, и расстроится.

Некоторые предпочитают ругать (критиковать), потому что только критика даёт возможность увидеть свои ошибки и недочёты, и если он прислушается, то начнёт их исправлять и повысит свой уровень.

И в том, и в другом есть логика, но и то, и другое — крайности. Руководствуясь такой логикой, мы думаем, что знаем, как человек воспримет нашу обратную связь. Но мы не можем этого знать, потому что мы — не он, и понятия не имеем, какие процессы происходят у него в голове.

Мы не можем знать, какие механизмы запускает в человеке наша обратная связь, и как это на него повлияет в долгосрочном периоде.

Как же быть в таком случае? Ведь обратную связь давать всё равно приходится.

Важно понять, чего мы сами хотим при этом.

Хотим ли мы РАЗВИТИЯ для этого человека (равно как и для нашего окружения, и общества в целом), или нам всё равно, и мы даём обратную связь чисто формально, для галочки, «лишь бы отстали»?

Если второе — то, разумеется, можете говорить всё что угодно, это ваше право!

Если всё же вам важно развитие, если развитие не пустое слово для вас, а действительно представляет ценность, то стоит поучиться давать обратную связь так, чтобы она стимулировала людей к развитию. И это будет не похвала и не критика, а ЧЕСТНАЯ реакция. Но не импульсивная, когда просто вываливаешь всё, что крутится в голове, а подчинённая определённой структуре.

честное мнение, независимая оценка, выразить свое мнение, честность, искренность, обратная связь, как правильно давать обратную связь, что такое обратная связь, честная обратная связь, развивающая обратная связь, качественная обратная связь, эмоциональный интеллект, честность в общении, искренность в общенииНачинайте свою обратную связь с того, как повлиял на вас этот человек. Какие чувства пробудил в вашей душе. Неважно, «позитивные» или «негативные». Если чувства есть, уже хорошо! Отметьте, что именно вызвало эти чувства, в какой момент они возникли. Это поможет ему понять, как другие люди воспринимают то, что он делает. Ведь часто бывает, что хотел вложить одно, а зрители увидели совсем иное. Для того, кому не безразлично, что чувствует его зритель, такая информация будет бесценной.

Если само выступление вас никак не зацепило эмоционально (что, кстати, у меня часто бывает), попробуйте на мгновение представить, что поменялись с выступающим местами. Представьте, каково ему было пережить этот опыт. Что он чувствовал во время подготовки и в самом процессе? Чем было для него это событие, какое значение имело? Почему для него было важно выйти на публику и сделать то, что он сделал? Конечно, вы не можете знать наверняка, а только предполагаете, но озвучьте свои предположения! Именно как предположения. Например: «Мне показалось, что для вас это был сильный вызов, выйти сегодня на сцену, потребовалось преодолеть себя, и я заметил по вашему голосу, как вы волновались», или «Возможно, я не прав, но показалось, что это выступление было для вас скорее развлечением, и вы чувствовали себя достаточно свободно, взаимодействуя с аудиторией». Если не угадаете, ничего страшного не произойдёт, но если попадёте в точку, то человек ощутит эмоциональную связь с вами, почувствует к вам расположение, и дальше будет слушать вас с бОльшим вниманием, более заинтересованно и открыто. Он поймёт, что вы с ним заодно, вы на его стороне.

И вот тогда можете уже говорить о том, чего вам лично не хватило. Что бы вы изменили на его месте, на чём бы вы сделали акцент, что усилили, а что убрали бы совсем. Это не должно звучать как совет, наставление или руководство к действию («В следующий раз делай вот так!»), потому что это касается вашего личного восприятия. Может оказаться, что для других зрителей это вообще неважно, и имеет значение только для вас. Для того, чтобы человек сделал вывод из обратной связи, ему придётся собрать её от разных независимых источников.

Зачем вы даёте людям обратную связь? Задумайтесь об этом!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Коучинговые заметки и размышления

Оставить комментарий