Как увидеть в критике возможность для развития

Автор: Алексей3 комментария

Многие из нас не любят, когда их критикуют. Мы избегаем спрашивать мнения других людей относительно себя и своего поведения, потому что боимся услышать в ответ что-то обидное, что ранит наши чувства. Критика обычно воспринимается как попытка «исправить» нас, как обвинение в том, что мы какие-то не такие, «плохие». Обвинение вызывает естественную защитную реакцию, а лучшая защита, как известно, нападение. Чем больнее задели наше самолюбие, тем сильнее хочется «укусить» за это. Слово за слово, вот и начинается конфликт…
Менее склонные к агрессии просто обижаются, замыкаются в себе и уходят от общения, что тоже неэффективно.

Хорошие новости: есть отличный способ научиться воспринимать критику как благо, увидеть в ней возможности для развития и даже полюбить её! Для этого нужно совсем немного: просто ОСОЗНАТЬ, что абсолютно ЛЮБАЯ критика не имеет к Вам как к Личности никакого отношения! Она направлена не на Вас конкретно, а на то, что Вы делаете (или не делаете), и как себя ведёте в определённых ситуациях с вполне определёнными людьми. Это просто обратная реакция, которую Вы получаете от мира в ответ на свои действия.

Не так давно зашёл у меня разговор с одной знакомой на тему сайтостроительства. Пишет она мне в Скайпе: «Что ж ты мне не сказал, что у меня сайт похож на солянку??! Мне надо всё переделывать!». Я немного растерялся — и вспомнил: а ведь действительно, когда я в первый раз зашёл на её сайт, у меня возникло впечатление, что он «обо всём и ни о чём». Слишком много там было информации, на первый взгляд никак не связанной, и было непонятно, какую, собственно, цель преследует создательница этого сайта. Сайт был коммерческий, и там действительно предлагались некие услуги, но предложение было довольно расплывчатым, и найти его среди множества страниц было непросто. Дизайн показался мне довольно крикливым и не соответствующим тематике. Но, тем не менее, даже при всех недостатках было видно, что человек очень старается и вкладывает душу в то, что делает. Именно поэтому я не стал ей тогда говорить, что мне что-то не понравилось — побоялся обидеть. И, как оказалось, зря!! Через некоторое время ей сказал об этом другой человек. Моя знакомая была очень благодарна, что ей указали на её ошибки, и с готовностью принялась их исправлять. Сейчас её сайт выглядит намного лучше! А я призадумался и сделал для себя выводы…

Спасибо тебе, Надежда, за пример того, как эффективно использовать обратную связь! Всё, что говорят нам другие люди о нас и наших действиях — это как маяк, указывающий нам, как скорректировать свой курс. При этом важно, чтобы эти слова не просто выражали отношение говорящего («нравится — не нравится»), а ПРЕДЛАГАЛИ, ЧТО ИМЕННО можно ИЗМЕНИТЬ, чтобы стало ЛУЧШЕ. Если Вы слышите в свой адрес нечто, что звучит для Вас как необоснованная критика, вначале признайте недовольство собеседника («Да, я вижу/слышу/понимаю, что тебе это не нравится»), поблагодарите за информацию (!), и спокойно поинтересуйтесь: «Что я могу сделать для того, чтобы исправить ситуацию?».

Смело давайте людям обратную связь сами! Если Вы будете делать это корректно, они будут только рады за отклик! Ведь сообщив о том, что Вам что-то не нравится (и уточнив, что нужно сделать, чтобы Вас устроил результат), Вы даёте человеку возможность вырасти! Мы часто не говорим правды, потому что боимся обидеть — то есть вроде бы и из добрых побуждений (как и я в примере выше), а на деле оказывается, что своим молчанием не даём собеседнику обратной связи, и он не видит, в какую сторону ему двигаться, чтобы что-то улучшить. А ведь может статься, что свет именно Вашего маяка поможет ему не налететь на скалы!

И сейчас я прошу вас, мои читатели, дать мне обратную связь! Пожалуйста, напишите мне, что, по вашему мнению, можно было бы изменить в моей рассылке, в моей книге, на моём сайте. Может быть, не хватает чего-то важного и нужного для вас? Есть ли моменты, которые вас особенно воодушевляют, или, напротив, отталкивают?

С благодарностью жду ваших комментариев!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Коучинговые заметки и размышления

3 комментария на “Как увидеть в критике возможность для развития”

  1. Леша, привет! Перечитала еще раз эту статью. Да, тема критики — давняя и неоднозначная…и для меня, порой, непростая. Руки зачесались после твоей просьбы покритиковать, то бишь написать, что не так, чего не хватает. Полистала твои странички сайта…Мне не хватает мармелада) И пирожков капустой)))
    А еще бы я хотела научиться кататься на лошади, а у тебя этого нет…..)))На самом деле это шутка.
    Если серьезно, то мне нравятся твои статьи, мысли, которые ты выкладываешь здесь, делишься. Я вдохновляюсь, читая их. В них я ощущаю энергию, открытость и желание быть вместе.
    Вот ты пишешь : «и спокойно поинтересуйтесь: «Что я могу сделать для того, чтобы исправить ситуацию?». А когда нет спокойствия, и меня задевает необоснованная, на мой взгляд, критика, что предлагаешь делать в такой момент? И я не собираюсь исправлять ситуацию, считая ее правильной. Хотелось бы поговорить на эту тему, очень тонкая и важная тема. Мы все люди-человеки….выходим из спокойствия иногда. Мне лично нужно время, чтобы справиться с чувствами, чтобы не смести человека. Бывает так, что хватает спокойствия и адекватности ответить сразу. По-разному бывает.
    И еще я кажу, Леша, что ты смелый! Писать открыто о себе, поднимать подобные темы — это смело! Знаю, что ты пропускаешь все через себя.

  2. Андрей:

    Статья интересная, правильная. Только чуть-чуть не хватает эмоций, личных переживаний автора. Опыт есть, переживаний нет. Да, для начала уже замечательно!
    Ну и еще хочется теперь увидеть статью как правильно критиковать, чтобы ее услышали )))

    1. Алексей:

      Спасибо, Андрей! :-)
      А насчёт статьи, как правильно критиковать — при случае напишу и на эту тему тоже ;-)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.