«Заплатил — имею право?» О туристах и отношении к обслуживающему персоналу

Автор: АлексейНет комментариев

Чешский Крумлов, замок
В Чешском Крумлове, в Чехии, есть красивейший старинный замок, входящий во всемирное наследие ЮНЕСКО, а при замке есть музей. В этом музее мне довелось стать свидетелем одной не очень приятной сцены, которая почему-то запала мне в душу, и мысли о ней не отпускают до сих пор.

Чтобы попасть на башню замка, нужно было купить билеты внизу, подняться по ступенькам на второй этаж и пройти через музейный зал, откуда уже по другой лестнице подниматься выше, на башню. Если кто-то хотел посмотреть и сам музей, то его посещение оплачивалось отдельно также в кассе внизу. Большинство посетителей в тот день интересовала только башня, музей почему-то большой популярностью не пользовался.

Смотрителем музея был пожилой дяденька-чех, который сразу вызвал во мне симпатию. Функция его сводилась к тому, что он проверял билеты у входа на этаж, и направлял тех, у кого не было оплачено посещение музея, сразу на башню, пресекая попытки туристов пройти в дальние залы. Он не особо говорил по-английски, но в его словарном запасе точно был необходимый минимум — фраза «Tickets please!» (Билеты, пожалуйста) и «Tower» (Башня). Он производил впечатление строгого, добросовестного, стремящегося к порядку, но при этом добродушного человека. Пока я бродил по музею, он несколько раз порывался проверить у меня билет. Я демонстрировал ему билет с пометкой-галочкой, которую он сам же собственноручно поставил мне при входе, и он, улыбаясь, разводил руками — мол, извините, забыл! И даже стучал себя по голове :-)

Чешский Крумлов, замокПоявилась компания туристов, 4-5 человек среднего возраста, мужчины и женщина. Было похоже, что они родственники либо приятели. Один из них был за главного и вёл себя довольно вызывающе. Наш смотритель обратился к нему со своей неизменной фразой «Tickets please!». Мужчина вступил с ним в диалог на английском, демонстративно пряча билеты за спиной. Он хотел от чеха, чтобы тот улыбался, «как положено служителю туристического учреждения», и тогда он покажет ему билеты. Чех сохранял серьёзное выражение лица и повторял просьбу показать билеты. Турист начал заметно раздражаться и настаивать на том, чтобы смотритель ему улыбался. Его реплики приобрели явные интонации требования и даже приказа. Суть их сводилась к тому, что мол «ты обслуживающий персонал, я турист, я привёз деньги в твою страну, я плачу ТЕБЕ деньги, а ты МНЕ не улыбаешься! Ну-ка, улыбайся!». Чех старался держаться невозмутимо, но было видно, что его это уже начинает доставать. Он даже позволил себе улыбку и повторил фразу про билеты, но турист уже разошёлся не на шутку. Последовала очередная эмоциональная тирада в адрес смотрителя, характеризующая его интеллектуальные способности, и закончившаяся восклицанием «Ты … идиот!» (к слову «идиот» был употреблён нецензурный эпитет). Если смысл предыдущего был, возможно, чеху не полностью ясен, то интернациональное слово «идиот» он понял прекрасно. Терпению его пришёл конец, и он ответил туристу на чешском так же эмоционально, и слово «идиот» там тоже звучало… Думаю, что и много других подобных слов тоже.

Было грустно наблюдать это всё. Я думал об этой истории и задавался вопросом — почему приезжающие в страну туристы считают себя вправе диктовать местным жителям какие-то правила? Почему считается нормальным прийти со своим уставом в чужой монастырь? Почему заплаченные деньги могут являться основанием для откровенно хамского поведения?… На эти вопросы у меня нет ответов.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Коучинговые заметки и размышления

Оставить комментарий